Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Определите химический элемент живых организмов по описанию:
— макроэлемент, входит в состав некоторых аминокислот;
— участвует в стабилизации структуры белковых молекул.
Синтез крахмала в клетках растений является примером реакции:
Для профилактики нарушений обмена кальция и фосфора человекy необходимо:
Признаки отдаленных эволюционных предков, которые были утрачены видом в ходе эволюции, но иногда проявляются у некоторых особей как отклонение от нормы, — это:
Трансгенные формы подсолнечника получены путем:
Популяцию составляют:
Укажите стадию жизненного цикла кукушкина льна, обозначенную на схеме цифрой 7:
Родословная иллюстрирует наследование одного из заболеваний:
Определите тип наследования:
Даны элементы сердечно-сосудистой системы человека:
а — артерии шеи
б — левое предсердие
в — левый желудочек
г — полулунные клапаны
д — аорта
Установите последовательность движения крови по ним, начиная от левого предсердия:
Укажите признак, не характерный для представителей отряда Чешуекрылые:
1) трахейное дыхание;
3) имеются две пары перепончатых крыльев;
2) развитие с неполным метаморфозом;
4) у взрослых особей ротовой аппарат сосущий.
У ящерицы прыткой:
а) органы выделения — туловищные почки; б) к позвонкам грудного и поясничного отделов прикреплены ребра; в) в левую дугу аорты поступает смешанная кровь; г) кожа участвует в газообмене; д) внутреннее оплодотворение.
Крупный, чаще подковообразный хлоропласт и бесполый способ размножения неподвижными спорами характерны для:
Укажите набор хромосом (n) и количество хроматид (c) в клетке, обозначенной на схеме оогенеза цифрой 1:
Распределите пары организмов в зависимости от типа взаимоотношений между ними по группам: конкуренция (I), хищничество (II) и мутуализм (III):
а) молодые сосна и береза, растущие рядом;
б) зубр и благородный олень, пасущиеся на одном лугу;
в) сова и мышь;
г) белый гриб и береза;
д) азотфиксирующая клубеньковая бактерия и фасоль.
Укажите утверждения, верные в отношении пищеварительной системы и обмена веществ в организме человека:
а) ротовая полость сообщается с глоткой отверстием, которое называется зевом;
б) лизоцим слюны расщепляет углеводы пищи;
в) содержащаяся в желудочном соке липаза расщепляет жиры молока;
г) желчь, вырабатываемая поджелудочной железой, по протоку поступает в кишечник;
д) жирорастворимый витамин D регулирует обмен кальция и фосфора.
Сравните предложенные пары органов (структур) между собой и соотнесите их со способами осуществления эволюционного процесса, который приводит к образованию данных органов (структур):
A) колючки кактуса и колючки боярышника
Б) ядовитые железы паука и ядовитые железы змеи
B) крылья бабочки и крылья летучей мыши
Г) млечные железы и потовые железы млекопитающих
Д) жабры головастиков и жабры личинок стрекоз
Определите суммарное количество водородных связей, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями участка молекулы ДНК, если одна из цепей имеет нуклеотидную последовательность:
ЦЦА ГТГ ГЦА ЦГТ
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Установите соответствие.
Соцветие | Растение | ||||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Д | 1) рожь 2) вишня 3) клевер 4) люпин |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б3B2Г4Д5.
Выберите два примера комбинативной изменчивости:
1) получение нового сорта картофеля с увеличенным набором хромосом
2) рождение ребенка с синдромом Кляйнфельтера у здоровых родителей
3) изменение окраски шерсти кролика под влиянием различных температур
4) рождение ребенка с IV группой крови у родителей со II и III группами крови
5) появление цветков с лепестками розового цвета у ночной красавицы при скрещивании растений, имеющих красные и белые цветки
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Укажите названия костей (частей скелета), обозначенных на схеме скелета млекопитающего буквами А—Г:
1) бедро
2) плечо
3) череп
4) ребро
5) голень
6) предплечье
7) грудной позвонок
8) поясничный позвонок
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Определите ткани цветковых растений по описанию:
A) состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу клеток; покрывает листья, молодые стебли, цветки и плоды
Б) состоит из мертвых клеток с равномерно утолщенными одревесневшими оболочками; придает прочность различным частям растения
В) является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток; основной ее функциональный элемент состоит измертвых клеток; обеспечивает транспорт воды и растворенных в ней веществ.
1) флоэма
2) камбий
3) ксилема
4) перидерма
5) эпидермис
6) склеренхима
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A6Б3B1.
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) лен;
2) клен;
3) орляк;
4) ячмень;
5) спорынья;
6) шиповник
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Дан перечень биологических объектов:
пчела медоносная, гидра стебельчатая, актиния толсторогая, острица детская, лебедь черный, щитень весенний.
Классифицируйте объекты и определите, животные скольких типов в нем перечислены.
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
В свежевырытый пруд было запущено 3 кг малька карася и 2 кг малька щуки. Какое минимальное количество комбикорма (кг), который потреблял только малек карася, использовал хозяин пруда, если в конце сезона он выловил 53 кг карася и 6 кг щуки? В 100 г комбикорма запасено 300 ккал энергии, а в 100 г биомассы консументов — 100 ккал. Переход энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом 10 %.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Выберите три признака, характерные для пшеницы:
1) плод — зерновка;
2) листья линейные;
3) опыляется насекомыми;
4) соцветие — простой колос;
5) корневая система мочковатая;
6) основной запас питательных веществ семени содержится в семядолях.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Классифицируйте овес щетинистый, расположив в порядке иерархичности (начиная с самого низкого ранга)
шесть подходящих элементов из предложенных:
1) род Овес;
2) семейство Злаки;
3) царство Растения;
4) отряд Однолетние;
5) класс Однодольные;
6) вид Овес щетинистый;
7) отдел Покрытосеменные;
8) тип Культурные растения
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 523146.
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах.
Проанализируйте приведённые на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) кряква
2) голубь сизый
3) журавль серый
4) ласточка деревенская
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 32 потомка, среди которых 2 черных цыпленка без хохла, 2 — белых без хохла, 6 — белых хохлатых. Сколько пестрых хохлатых цыплят было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Выберите три верных утверждения:
1) протисты являются эукариотическими организмами;
2) в отличие от хлореллы вольвокс питается автотрофно;
3) циста у амебы служит для перенесения неблагоприятных условий;
4) массовое размножение эвглены зеленой может вызвать «цветение» воды;
5) твердые непереваренные остатки пищи у инфузории туфельки удаляются наружу через сократительную вакуоль.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Схватив горячую сковородку, человек непроизвольно выпустил ее из рук. Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, используя все предложенные элементы:
1) передние спинномозговые корешки;
2) дендрит чувствительного нейрона;
3) задние спинномозговые корешки;
4) чувствительные окончания кожи;
5) аксон вставочного нейрона;
6) спинномозговой ганглий;
7) скелетные мышцы
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 7413256.
Определите структуру клетки по краткой характеристике:
A) не ограничена собственной мембраной; в ней синтезируется рРНК
Б) система каналов и полостей, окруженных мембраной, на поверхности которых синтезируются белки
B) двумембранный органоид, внутренняя мембрана которого образует дисковидные мешочки — тилакоиды
Г) одномембранный пузырек, содержащий гидролитические ферменты и участвующий в утилизации поврежденных органоидов
1) ядрышко
2) лизосома
3) центриоль
4) хлоропласт
5) шероховатая эндоплазматическая сеть
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:А5Б5ВЗГ2.
В клетке коровы в конце синтетического (S) периода интерфазы содержится 60 хромосом. Сколько хроматид отходит к каждому полюсу клетки в анафазе мейоза II?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Установите соответствие:
A) крылья сороки и крылья пчелы
Б) колючки барбариса и усики гороха
B) корневище ириса и клубень картофеля
Г) корнеплод редиса и корни-присоски омелы
Д) копательные конечности крота и копательные конечности медведки
1) аналогичные органы
2) гомологичные органы
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2.
Выберите три верных утверждения:
1) у льва меньше шейных позвонков, чем у сойки;
2) у соловья в желудке больше отделов, чем у осла;
3) у хамелеона меньше отделов позвоночника, чем у медведя;
4) у самки куницы развито столько же яичников, сколько и у самки лебедя;
5) количество слуховых косточек в среднем ухе тигра такое же, как и у ласточки;
6) у лягушки в составе плечевого пояса содержится больше костей, чем у кукушки.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Укажите примеры специфического иммунного ответа организма человека:
1) бактерицидное действие лизоцима слюны;
2) развитие устойчивости к дифтерийной палочке после вакцинации;
3) образование меланина в коже под действием ультрафиолетовых лучей;
4) распознавание лимфоцитами антигенов и выработка определенных антител;
5) удаление болезнетворных микроорганизмов в процессе слущивания рогового слоя эпидермиса кожи.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Укажите виды животных, которые относятся к одному и тому же типу:
1) цепень бычий;
2) слизень садовый;
3) актиния толсторогая;
4) кальмар гигантский;
5) трихинелла спиральная;
6) перловица обыкновенная.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Укажите рефлексы, контролируемые автономной нервной системой человека:
1) отдергивание руки от горячего предмета;
2) понижение температуры тела во время фазы медленного сна;
3) быстрое смыкание век при внезапном приближении какого-либо объекта;
4) активация секреции пота при повышении температуры окружающей среды;
5) сужение зрачков при переходе из слабо освещенного помещения в ярко освещенное.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.